Кор.: Каковы цели проведения ярмарки?
Существует предыстория этого события. В Перми городские ярмарки
социальных проектов некоммерческих организаций проводилась два раза.
Последняя была сформирована к лету прошлого года, и должна была
состояться.
Когда мы рассматривали в Перми проекты, которые представляют
интерес, то утвердились в мысли, что сама по себе это инициатива
интересная и ее стоит поднять с городского на окружной уровень. Но,
поскольку у округа задачи другого масштаба, это появилась
необходимость как-то переосмыслить подобную деятельность. Так
возникла сама затея.
В округе существует Нижегородская ярмарка, известная своими
традициями и опытом, но эта ярмарка занимается исключительно
индустриальными делами, в ней участвуют различные министерства,
крупные предприятия и т.д. Она носит отраслевой характер, а не
городской или региональный. Это значит, что она не касается
социальной и культурной сфер.
С момента зарождения идеи ярмарки существовала задача восполнить
с помощью нее эти недостающие направления. Поэтому-то она и
называется ярмаркой социальных и культурных проектов, где
представлены регионы, города и местные сообщества, в первую очередь,
а не отраслевые институты (образовательный и так далее), хотя их
присутствие не исключается.
Нужно отметить некоторые особенности. Первая - ярмарка социальных
и культурных проектов представлена как экспозиционная деятельность в
тех областях, которые недостаточно развиты в стране и регионе. В
этом была некая проектная инновация. Второй мотив, который тогда
послужил созданию учреждению этого института, связан с темой
социального партнерства, узко говоря, с многоисточным
финансированием. По идее, каждый проект должен был финансироваться
из местного, государственного, муниципального и частного бюджета. То
есть состоять из каких-то комбинаций. Но вы прекрасно понимаете, что
понятие "социальное партнерство" здесь более широко. Оно касается не
только способов финансирования, но и связано с темой гражданского
общества, с участием общественных сил. Это является второй
особенностью.
Мы выделили два момента: деятельность на территории
социально-культурной сферы и социальное партнерство. Но есть еще
третий момент и третья цель, связанная с прокламированием продвижения
проектных методов управления в государственную и муниципальную
сферу. Подобное проектное управление мы всегда противопоставляли
- административному и чисто финансово-экономическому. Проектирование
всегда имеет дело с объектами в их натуральной материальной форме, в
их естестве. В этом смысле ярмарка больше ориентирована на некую
виртуальную экономику, где все в натуральном выражении как бы
несущественно. Наверно, в сверх развитых обществах с материализацией
виртуальности все в порядке, были бы инвестиции - и автомобили
мгновенно появятся. Есть запрос - есть ответ. Но у нас все не так.
Даже тогда, когда средства есть, у нас ничего не появляется. Прежде
всего, потому, что на уровне реального плана, инфраструктур материи
у нас далеко не все в порядке. Это "не в порядке" связано с тем, что
гражданская область проектирования находится в угнетенном состоянии.
Все, что мы сейчас видим нового вокруг нас в повседневной, бытовой
жизни, - все более или менее заимствовано. От шарового крана до
всего самого новейшего производства. Наша индустрия - это группа
"Б", а группа "А" - это чугун, комбайны, трактора и т.д. В
изобретательстве, касающемся повседневной жизни, мы весьма и весьма
поотстали.
Именно с помощью проектирования можно заниматься материальным
воплощением идей в повседневной жизни. Поэтому третья цель - это
продвижение проектных методов в гражданскую сферу, государственную и
муниципальную.
А проектирование так устроено, что оно неотторжимо от
выставочного взгляда. Можно сказать, что проектирование всегда идет
рядом с экспозицией. Вы это прекрасно знаете на примере моды. От
росчерка мастера до последнего промышленного образца все
выставляется в каких-то журналах, на подиумах, на всех уровнях
продвижения проектных работ. Именно таким образом устроена проектная
культура. Это своего рода прозрачность, но не в демократическом
ключе. Это свобода выбора образа жизни и его насыщения: все должно
экспонироваться. Поэтому вполне естественно, что там, где речь идет
о проектах, обязательно идет речь и об экспозиции. Поэтому форма
ярмарки очень логична. Так построены и промышленные ярмарки, и
прочие.
Можно еще раз подвести итог: продвижение проектов, социальное
партнерство и ориентация на социально-культурные связи. Это три
цели, три мотива и три измерения, в которых существуют все наши
начинания.
Кор.: Давайте поговорим подробнее о проектном управлении в
сфере некоммерческих организаций. Что имеется в виду? Есть масса
некоммерческих организаций, которые не занимаются именно
проектированием. Можно сказать по-другому: вся их деятельность -
один долгоиграющий проект. Ну, например, есть организация, которая
занимается реабилитацией детей посредством арт-терапии. Проблема
этой организации в том, что она никак не может найти средства, чтобы
поддержать эту свою деятельность. Например , эта организация
обращается в зарубежные фонды, а их принципы финансирования как раз
сводятся к финансированию проектов, и они говорят, что проекта у вас
нет. У вас есть основная деятельность, а мы основную деятельность не
финансируем. Здесь такой же подход к некоммерческим организациям или
нет? Философия этих ярмарок та же?
Во-первых, проект - это всегда одновременно и замысел, и
инициатива. В плане инициативы, волонтерства НКО тесно связаны с
проектным делом. В основе их инициативы лежит какой-то импульс, хотя
он часто впоследствии дает начало маленькому бизнесу.
Что касается поддержки НКО, то у ярмарки нет такой задачи, как
поддержка сама по себе. Поддержание уже действующих некоммерческих
организаций идет по другой линии: разрабатываются специальные законы
о социальном заказе и т.д. И если организации будут и дальше хорошо
функционировать, а форма заказа будет более широко распространяться,
то НКО получат возможность участвовать в конкурсах и заниматься
своими делами в обычном порядке, конкурируя друг с другом и с
государственными учреждениями.
Если организация умеет делать что-то хорошо, она будет получать
соответствующие заказы, но другое дело, что дела-то стареют. Откуда
берутся инициативы и первичные проекты? Наверное, из разных
источников, но важно, что в этом постоянно развивающемся мире, где
инновационность является залогом успеха и развития, обладание
проектом - это залог успешной деятельности. Наличие или отсутствие
проекта определяет, есть ли у нас с вами возможность понять
осмысленность того, что делает эта организация. Сама по себе
инициативность и то, что организации - некоммерческие, осмысленности
или продвинутости дела не означает. В Институте человека, в котором
я работаю, мы знакомимся с массой инициатив, которые излагаются в
письмах на имя Президента и Совета министров и попадают к нам на
рассмотрение. Большинство ужасного качества, вплоть до
клинического.
Второе, что очень важно. Инициативы и малые группы были всегда,
особенность сегодняшнего момента в том, что сейчас они получили
доступ к большим серьезным ресурсам - интеллектуальным и творческим.
И здесь проективность оказывается очень кстати. Наша ставка на
самостоятельность институтов гражданского общества связана не только
с малыми группами, а с тем, что, привлекая эти ресурсы, они способны
осуществлять довольно значимые дела.
При этом не надо ждать, что все проблемы будут разрешены на
какой-то ярмарке. Но именно в том и состоит искусство, чтобы малыми
сигналами оказывать воздействие на мощные проблемы. А проектные
методы управления используются везде: и в государственной, и
муниципальной сфере. Они помогают заранее сформировать представление
о том, что будет и на что мы будем иметь возможность повлиять.
Поздно цепью вставать против бульдозера, когда дом идет на снос.
Лучше было бы об этом знать заранее, когда снос был запланирован, и
тогда выступать от общественности. Поэтому проектное управление -
это, прежде всего, прозрачность.
Кор.: Что изменится для тех организаций, которые получат
возможность презентовать свои проекты на ярмарке? И что изменится
для тех людей, которые увидят эти проекты?
Во-первых - это поддержка. Сам факт поддержки достаточно значим.
Но гораздо более важно то, что они видят друг друга. Что каждый не
сам по себе в этой группе, а что они могут быть связаны между собой.
Возникает творческий обмен, обмен опытом, взаимоподдержка,
взаимоинформированность. Ну и, кроме того, они получают материальную
поддержку.
Кор.: А для региона какая в этом польза, по вашему
мнению?
В рамках нашего округа мы были инициаторами создания Комиссии по
пространственному развитию. Мы считаем, что пространственный фактор
- это очень существенная вещь, что подтверждается на примере местных
сообществ. Жизнь всегда закручена вокруг каких-то пространственных
ландшафтов (городов, лесов, рек). Мы все включены в пространственные
отношения. Региональный опыт, региональная идентичность,
региональные сообщества - они существуют вокруг каких-то общих
ценностей.
Есть такой старозаветный запрет: нельзя плевать (сплевывать) на
землю. Это когда-то выражало отношение к любому месту, земле, как к
своей. Поэтому благоустройство - это не просто архитектурные
действия. Это отношение к себе, в первую очередь, к своему месту.
Поэтому все пространственные ценности глубоко человечны, и
культивирование их, будь то в масштабах города или района, - это
культивирование определенного качества жизни, если говорить о людях,
и, с другой стороны, это инвестиционный период, если говорить о
процессах экономических.
Кор.: Вы могли бы привести конкретный пример проектного
управления, проектного мышления и проектной деятельности? Скажем,
возьмем простую общеобразовательную школу. Что ей надо делать, чтобы
попасть в это поле проектной деятельности?
А что делают педагоги-новаторы, как мы их называем? Они реализуют
какой-то педагогический проект.
Кор.: Допустим, речь идет о школе, где хорошо отлажен процесс
обучения, есть интересные находки. Но, в общем, это обыкновенная
текущая деятельность, реализуемая по этой схеме давно.
Это вам кажется. Вот если мы посмотрим на комнату, в которой
сидим: покажите мне хотя бы одну вещь, которая была бы не
спроектирована.
Кор.: Ну, когда-то была.
Когда-то в Академии наук была исследовательская программа.
Когда-то Л.С. Выготский изучал, как устроено мышление. Затем
ученики проводили эксперименты, затем В.В. Давыдов разрабатывал
программу развивающего обучения, затем были выделены
экспериментальные площадки на территории страны, где внедрялась эта
программа. И так далее. Иначе вообще не происходит ничего.
Есть замыслы, которые остаются в голове у практически
действующего человека, а есть замыслы, которые излагаются - либо на
бумаге, либо в виде математических формул. И когда эти замыслы
становятся решением, которое влияет на судьбы тысяч людей, а мы не
можем в него вглядеться, а видим только потом, задним числом, вот
это не очень хорошо.
Ничего сверхнового в этих проектах нет, просто в нашу
инновационную эпоху проектирование проявляется в новых областях,
там, где раньше о проектах даже не говорили. Сейчас само слово - это
элемент массовой культуры, поэтому куда ни взгляни - всюду проект.
Кор.: Означает ли такое видение ситуации, что школа, о которой
мы говорим, когда-то тоже была проектом? И что для ее развития нужны
новые проекты?
Безусловно. Жизнь не стоит на месте, что-то происходит, и на это
нужно реагировать, нельзя отгородиться от этого. Одним из
сдерживающих факторов в среде образования и является то, что школа
на пути своего развития все больше и больше отгораживалась от
городской среды, от улицы. Еще В.В. Давыдов 10 лет назад
исходил из того, что процесс обучения начинается с чистой доски.
Как-будто бы нет таких очень мощных информационных вливаний, как
телевидение, видео, радио. Ребенок приходит в школу не с "чистой
доской", а с уже заполненным сознанием. Вот, например, большинство
детей играют в компьютерные игры. Школа же этот информационный
потенциал, который дети осваивают через игры, никак не использует. А
ведь педагогический потенциал этих игр невероятно велик. И если
ребенок с 12 лет играет в "Цивилизацию", то столько понятий, сколько
есть в этой игре (про культуру, цивилизацию, экономику), он не
найдет во всех учебниках истории. Потому что словарь "концептов" в
этих играх невероятно большой, его можно сравнить с обобщенным
словарем всех тех курсов, которые ребенок пройдет за последующие 10
лет своего обучения.
То же самое касается молодежной культуры. Ребенок в нее уже
включен, "инкультурирован". В школе дается своя культура:
эстетическое воспитание, музеи, театры и т. д., - а предыдущий опыт
не учитывается. Но ведь это очень шизофреническая ситуация. Ребенку
приходится выбирать, и понятно, что он выбирает. Но школа не
реагирует, хотя должна была бы на каждый такой вызов отвечать серией
гуманитарных педагогических проектов, испытывать различные варианты.
Потому что никто не знает правильного ответа в этой ситуации, да и
нет однозначного ответа. Мы помним эпоху
педагогов-экспериментаторов, по идее, мы должны довериться тому, что
кто-то из них знает правильный ответ. Если мы не можем
проанализировать результат сами, то мы просто должны ждать, когда
Давыдов, например, свой эксперимент завершит. Вот он уже скончался,
а его эксперимент дошел только до конца начальной школы. Таким
опытно-методическим персональным путем при тех темпах изменений, в
которых живет наш мир, двигаться невозможно.
Кор.: Полностью ли реализовались идеи организаторов прошлой
ярмарки и полностью ли оправдались ожидания авторов проектов,
которые приняли в ней участие?
Ну, во-первых, в прошлом году все началось экстренно. Как вы
знаете, только в июле было принято решение о том, что она состоится,
а в ноябре она уже прошла. Основной поток проектов был сформирован
еще тогда, когда ярмарка была городской. По-настоящему удалось
проинициировать появление достаточно небольшого количества проектов,
не более 20% из тех, которые были представлены на окружной ярмарке.
В это раз все проекты являются новыми, инновационными.
Программный Комитет, который я представляю, не очень доволен
организацией на местах. Должна быть большая осведомленность: не
просто в администрациях, нужно более адресное доведение этого
принципа до творческих групп. Группы нужно разыскивать. Добрая
половина толковых и чего-то делающих людей вообще не верит в такую
возможность. Хотя я сам никогда не подавал ни на один грант. Не
подавал, потому что был экспертом в Фонде Сороса, знаю, как это
делается, и не хотел проходить через все это. Как говорится,
менталитет не тот.
А поскольку мы все заинтересованы, чтобы интересные и активные
замыслы продвигались вперед, надо искать. Точно так же, как школы
ищут одаренных детей. Конечно, чем дальше мы будем развиваться, тем
более поисковый элемент будет усиливаться. Надо увеличивать
разнообразие жанров - от открытого конкурса до целевых заказов и
т.п. Чтобы люди разного творческого темперамента и разных
склонностей могли участвовать в ярмарке.
Кор.: Будут ли внесены изменения в проектные линии будущей
ярмарки?
Да, проектные линии меняются. Если в прошлом году первая группа
была "Социальное партнерство", то теперь это "Местные сообщества и
местное самоуправление". Одним из основных элементов стали
информационные технологии. Потому что малые сообщества усиливаются
благодаря возможности электронной связи. В этом году мы принимаем
проекты обязательно в электронном виде, в следующем еще усилим
требования.
Кор.: Чем, с Вашей точки зрения, обусловлена разница, порой
очень ощутимая, в количестве поданных заявок от разных регионов
округа?
Во-первых, положение того или иного региона. В прошлом году "Центр стратегических
исследований" выпустил доклад "О новой регионализации" - вы
можете ознакомиться с ним на нашем сайте.
Кор.: Социальная и экономическая активность регионов -
взаимосвязаны?
Нет такой схемы. Вот, например, при всем при том, что из
Ханты-Мансийского округа проектов не поступало, именно там находится
гимназия, известная на всю страну. В этом ссыльном краю осталась
много родственников бывших ссыльных или они сами - это люди
интеллигентные, поэтому и "осели" в сфере образования. Но это
исключение из правил. Или где-то есть учебное заведение, в котором
появился интернет-центр Сороса. А раз появился такой интересный
центр, то вокруг него заводится соответствующее окружение,
появляются какие-то проекты. Центром проектной активности могут
стать самые разные учреждения и самая различная сфера, например,
музеи.
Мне кажется, что эта активность связана, скорее, с инновационной
ориентацией в сфере управления. Скажем, во многих республиках,
например, в Удмуртии, военно-промышленные комплексные предприятия
довольно технологичны, но при этом они все засекречены и
администрация пост-советская, не ориентированная на инновационность.
Хотя ресурсы огромные. В городской среде и социально-культурной
сфере при этом ничего не происходит, перекрыто все. Само по себе
объективное положение дел еще не предопределяет социальной
активности.
Кор.: Возвращаясь к идее социального партнерства. Каким
образом эти ярмарки развивают именно социальное партнерство?
Во-первых, по условиям конкурса, мы поддерживаем те проекты,
которые имеют долевое финансирование. Во-вторых, мы привлекаем в
само пространство ярмарки и фонды, и корпорации - всех, кто
занимается благотворительной деятельностью. Они сами выбирают
какой-то конкретный проект и его поддерживают. На ярмарке можно
заочно, вначале через компьютер, познакомится с проектом, затем
лично с автором и творческой группой, посмотреть, что за люди,
понять их идею, что очень важно, и поддержать. И потом социальное
партнерство является темой круглых столов и семинаров. Потому что
проблема социального партнерства неоднозначна. В ней есть некий
элемент лукавства. Часто этот концепт маскирует собой проблему
социальной справедливости. Как, впрочем, и любая благотворительная
деятельность. Самый распространенный упрек: сначала наворуют
неправедным путем, а потом отмаливают грехи. Есть такой мотив вокруг
всего этого. Поэтому в этом году мы будем ставить акцент не на
социальном партнерстве, а на социальной активности. К этому будут
привлечены соответствующие технологии: рейтинг социальной
ответственности, добровольное принятие на себя обязательств. Эти
темы будут не просто обсуждаться, а пропагандироваться.
Вы, наверное, согласитесь со мной, что весь контекст социальной
сферы нуждается в радикальном обновлении. Сложился уже какой-то
бюрократический язык с очень узким пониманием задач: "адресная
социальная помощь", "льготы" и т. д. Все должно обновляться - и
подходы, и язык. Чтобы появилась другая "словесность", нужно вводить
в общественный оборот другие понятия и образы.
Кор.: Как вам кажется, возникнет у бизнеса интерес к ярмарке и
заинтересует ли его возможность поддержки проектов? Если да, то
почему?
Смотря у какого. У корпораций складывается подобный интерес.
Поскольку теперь понятно, что без обеспечения некоего социального
пакета невозможно стабилизировать рабочую силу. Работники нужны
квалифицированные, поэтому требуются соответствующие образовательные
программы. И это возможность для НКО: нужен гуманитарный проект,
подтверждающий необходимость проектного усиления. Крупные корпорации
имеют большие возможности технологического оснащения, привлечения
интеллектуального потенциала, чем маленькая группа. Если не будет
усиливаться проектно-информационно-коммуникативное малое сообщество,
то шансов на выживание, а тем более нам какой-то расцвет, быть не
может.
Мы стараемся мотивировать сообщества к созданию проектов. Для
некоторых это очевидно и так - те, например, кто работает с
информационными технологиями, сами бегут впереди паровоза. А вот в
сфере социальных технологий активности, да и возможностей немного.
Сейчас дело не в том, что одни сообщества лучше, другие хуже. Вопрос
в том, где произойдет прорыв, кто будет "вытягивать". Важно
почувствовать, где есть возможность продвижения.
Кор.: То есть проектный метод управления состоит не только в
том, чтобы поддерживать проекты, но и в том, что само управление
выглядит как некий проект?
Да, совершенно верно. Это проектно-стратегическое действо.
Стратегия реализуется благодаря совокупности множества проектов,
функция стратегии реализуется через проект. Есть проекты маленькие,
а есть продвижение стратегических инициатив, партнерств, методов
управления, которые проекты поддерживают. Ярмарка - это элемент
стратегии развития внутри образа.
Кор.: Чем отличается форма ярмарки от конференции?
Мы живем в эпоху видеокультуры. Конференция - это скорее институт
научно-практический, рассмотрение некоторых дел, которое
заканчивается принятием рекомендаций. Те, кто приезжают на ярмарку,
не рекомендуют кому-то что-то делать, они сами создают проекты и
сами их осуществляют.
Советская власть приложила много усилий, чтобы нашу
научно-техническую интеллигенцию политически "кастрировать". Начиная
с процесса промпартии, создания всяких закрытых городов и т.д.
Сделать так, чтобы всякие Сахаровы сидели и делали всякие бомбы для
начальства, а свой интеллект к политической и общественной жизни не
применяли. Вот они там сидят, и им разрешается даже немного вольно
вести себя. "Физики шутят" - были такие книжки, Грушинский
фестиваль. Там мы как физики - делаем бомбы, а здесь мы как лирики -
развлекаемся на досуге. Все было сделано для того, чтобы ни в той,
ни в другой ипостаси мы в общественной и политической жизни не
участвовали. Поэтому мы тут пообсуждали, рекомендацию дали, свой
гражданский долг исполнили - и спокойно делаем бомбу дальше.
Мало что изменилось в статусе научно-технической интеллигенции и
со времен перестройки. Когда обсуждали пять моделей приватизации,
кого угодно вспоминали - от директората до трудового коллектива. Но
только не тех, кто эту продукцию конкурентно-способную проектирует и
делает. Они не были учтены в модели.
Это принципиальный момент. Форум не называет себя политическим -
здесь представлены социальные инициативы в форме проектов. Форум,
где вживую собираются представители социальных сообществ, где они
обсуждают какие-то проблемы, фиксируют их и, пусть экспериментально,
пусть локально, предлагают пути их решения и сами же их
реализовывают. Мне кажется, это несколько другая модель.
Кор.: Не правильнее ли было бы все те огромные деньги, которые
потрачены на ярмарку, просто раздать больным, страждущим и
жаждущим?
Зачем тогда делать генпланы городов, проекты зданий,
инфраструктур, зачем прокладывать новые сети? Раздать все, и пусть
каждый себе свой домишко из ворованных и подручных средств построит,
и все будут жить - это аргумент такого же класса. Или строятся
города, благоустраиваются, создается технологизированная среда, или
"все раздать". Но тогда у вас не будет не только компьютеров, но и
телевизоров, и радио. Все это было исследовано, спроектировано и
сделано кем-то. Ни одна цивилизация никаким самосевом не делалась.
Есть социальный минимум, он должен повышаться и в его рамках должна
оказываться необходимая помощь.
Мне близка такая точка зрения: государство занимается двумя
вещами - тем, что ниже социального минимума, и тем, что выше. То,
что ниже, - это "поддерживаем всех, кто не в состоянии", при этом
этот уровень как бы повышается. То, что выше, - это проблемы, где
разрабатываются какие-то авангардные области, которые нужны для
безопасности, для будущего. И есть самая широкая полоса - средняя,
где люди сами, и им ничего не раздают. Мы до сих пор не решили
задачу, которая всегда стояла, - научиться жить самим. Научиться
самим образовывать и воспитывать своих детей. Быть независимыми от
произвола и от придурковатости. Поэтому аргумент про раздачу, "в
пользу бедных", - это, как правило, мнение тех, кто стоит у
раздаточного крана.
Вот эффективность ярмарки в сравнении с другими технологиями я
мог бы обсудить. Развитие и совершенствование цен ресурсных центров,
интернет-центров, тренинговую сеть или ВДНХ (как пример другого рода
ярмарки). Здесь возможны разговоры о сравнительной эффективности
вложений и каких-то пропорциях и долях. А "раздать" или "работает" -
это не
альтернатива. |